19.06.2020, 14:10
«Разные дни войны» Константина Симонова
Мемуарная литература давно и прочно заняла своё место в нашем культурном наследии, а тема Великой Отечественной войны выделяется в нём особо.
Этой весной я открыла для себя дневник Константина Симонова «Разные дни войны», в частности, материалы, посвящённые событиям 1941 года. «События эти были необъятно огромны, а круг моих личных наблюдений весьма ограничен, и я достаточно хорошо понимаю это, чтобы не претендовать на их полноту», - делился в предисловии к книге писатель. Но это слова скромного человека. На самом деле впечатления Симонова от первых шести месяцев войны вылились почти на пятьсот страниц. Несомненно, этот дневник ценен и тем, что даёт полное представление о молодом Симонове как о личности.
Он, уже прошедший Халхин-Гол, считал, что «в первые два дня настоящей войны был наивен, как мальчишка». Получив командировку в Гродно, в армейскую газету, отправился туда поездом, а затем, исполняя долг военного корреспондента, исколесил тысячи километров в автомобиле. Перед его глазами проносились страшные картины: жестокий напор фашистских захватчиков, отступление советских войск, дикое отчаяние гражданского населения от неизвестности происходящего. «Мы ехали на северо-восток, в тыл. И надо было видеть, с какой тревогой провожали глазами наши машины люди…»
Детальное описание ситуаций, окружающей обстановки, сотен людей, с которыми приходилось сталкиваться военному корреспонденту, буквально погружают в атмосферу 1941 года: «Через Смоленск мы проезжали уже поздно вечером… Это был первый город, который я видел ещё дымящимся. Здесь я впервые услышал запах гари, горелого железа и дерева, к которому потом пришлось привыкать…».
Книга Константина Симонова «Разные дни войны» интересна ещё и тем, что в ней автор прослеживает конкретные человеческие судьбы. В июле 1941 года он написал очерк о женщине-военвраче «Валя Тимофеева». «…такая маленькая. Детское курносое лицо как у мальчишки. Сначала перевязывала тех, что были в тылу, а потом стали присылать по три машины из батальонов, ни одного раненого не оставила без перевязки… Ласковая, спокойная, а главное, никогда не падала духом».
После войны, спустя годы, Симонову очень захотелось узнать, что стало с Валей. «Оказалось, она живёт в Риге со своим мужем, подполковником запаса, и тремя детьми».
Со многими легендарными личностями писателя сводила судьба. Среди них участник обороны Могилёва полковник С.Ф. Кутепов, ставший впоследствии одним из прототипов собирательного образа комбрига Серпилина в романе «Живые и мёртвые», Герои Советского Союза А.И. Лизюков, А.А. Коваленко и т.д.
От Чёрного до Баренцева моря пролегали фронтовые дороги Константина Симонова, десятки его статей и очерков были опубликованы за вторую половину 1941 года. Но даже в то суровое время он не бросал своё любимое дело - поэзию: писал стихи и даже выступал с ними на радио. Это было чрезвычайно важно, и в своих дневниковых записях Симонов объяснил, почему: «Мне хотелось обязательно прочесть хоть бы одно стихотворение, в особенности «Жди меня». Выступление по радио значило, что человек именно сегодня, в эту минуту, жив и здоров, и об этом сегодня же будут знать те, кто находится очень далеко от него».
Т.В. Воронова,
специалист Заволжской городской библиотеки