Выставки, экспозиции

К 30-летию музея

Объявления
Дни наблюдений
звездного неба в телескоп:
у здания музея по пятницам и
субботам в 20.00, при условии
безоблачной погоды

Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
по телефону: 8 (49333) 600-74
Интернет-выставки
-  "НАШ ЗАВОЛЖСК:
      жизнь и история"

      в фотографиях

-  "Родимой стороны
      неброская краса"

      (художник
      А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"
Заволжску - 65
Администрация Заволжского горпоселения

13.07.2012, 14:30

-
Экскурсия по улицам Палеха

Удивительный,
неизвестный и загадочный Палех

В этом году заволжские краеведы продолжили традицию поездок по известным местам нашего края и побывали в Палехе. Сегодняшний Палех – это поселок, в котором живет 6 тысяч человек. Он известен на весь мир иконописью и лаковой миниатюрой. Палех сохранил свой облик с 19 века, когда улицы были застроены в основном одно- и двухэтажными деревянными и каменными домами. Сразу замечается, что палешане любят свой поселок. Здесь улицы носят имена известных художников, а скульптуры (фонтан, памятник погибшим воинам) выполнены руками палехского скульптора Н.В.Дыдыкина.

-
Крестовоздвиженский храм в Палехе

Центр поселка – это удивительно гармоничный Крестовоздвиженский храм, расположенный на самом высоком месте. Он создан в 1762-1774 годах на средства прихожан. Иконы храма выдержаны в классической традиции. Его внутреннее убранство  соответствует высокому художественному уровню, что обычно является редкостью для провинциального храма. Наружный облик храма лишен эффектных и оригинальных деталей. За его внешней простотой и непримечательностью стоит высокая культура местных жителей, их безупречный художественный вкус.

Краеведы посетили четыре музея, в каждом из которых не переставали удивляться мастерству русских умельцев, которые были выходцами из крестьян, но веками оттачивая свое мастерство, из поколения в поколение передавали знания, опыт и секреты своего искусства.

-
Краеведы в музее И.И.Голикова

Палехский музей лаковой миниатюры хранит сокровища палешан-иконописцев и художников, которые уже в советское время занимались лаковой миниатюрой. Первые палехские иконописцы известны с 17 века. Как правило, они объединялись в семейные иконописные мастерские. Среди них мастерские Софоновых, Белоусовых (художники этой мастерской расписывали Грановитую палату в Москве), Кориных.

Чтобы стать мастером-иконописцем, местные дети обучались в таких мастерских 6 лет. В 10-11 лет их сажали рядом с опытными мастерами. Под их руководством они учились выполнять рисунок кистью, начиная с отдельных деталей. Через год-два определялась специализация: доличник – мастер фигур, пейзажа или личник – мастер по выполнению лица, рук, тела. В конце обучения ученик выполнял собственную работу. Хозяин мастерской, как правило, дарил ее своему ученику.

Здания мастерских были небольшими. В одной комнате работало до 50 иконописцев и столько же учеников. Из-за недостатка освещения мастера стремились разместиться возле окон. Летом работали с пяти утра до восьми вечера, зимой - до захода солнца. Зимой для лучшей освещенности использовали стеклянные шары, заполненные водой, которые отражали свет керосиновых ламп.

На рубеже 19-20 веков в Палехе было более 10 иконописных мастерских. Палешанам принадлежали также мастерские в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре.
После революции 1917 года иконописные мастерские закрыли. Перед художниками встал вопрос – что делать? Один из художников – Иван Иванович Голиков, решил расписать шкатулку из папье-маше. Работа его понравилась, и он получил первый заказ. В Палехе он создал Артель древнерусских живописцев. В 1925 году мастера артели представили свои работы на выставке в Париже. Успех был большой. Художники были отмечены Дипломом и Золотой медалью. Так были заложены основы для лаковой миниатюры.

-
Голиков И.И. Пленение Игоря.
Пластина. 1935 г.

В доме-музее И.И.Голикова краеведы узнали о жизни художника, его работах. Ручная технология изготовления палехских изделий остается такой же, как и сто лет назад. Художник сам готовит краски на яичном желтке, сам «творит» золото, расписывает, полирует изделия.

И.И.Голиков в 1932 году оформил книгу «Слово о полку Игореве». Весь текст книги был переписан кисточкой, сделаны заставки, выполнены иллюстрации. Через два года книга вышла тиражом 3000 экземпляров, сегодня она  является музейным экспонатом.
Каждый художник выполняет свою работу один раз и не повторяет ее в копиях. В рисунке, теме проявляется стиль и темперамент мастера. И.И.Голиков в своих работах экспрессивен, передает движение. Темы миниатюр – самые разные. Художники часто обращаются к сказкам А.С.Пушкина, былинам, историческим сюжетам, сценам сельскохозяйственного труда, охоты.

После знакомства с лучшими работами палехских мастеров приходишь не только в тихий восторг от изящества, красоты, тонкости работ, но и задаешься мыслью: каждый художник – это мастер-философ, мыслитель, который пронес через свое сердце и душу каждую тему, пережил, переосмыслил ее, нашел в ней свое зерно и постарался показать это обычному человеку. Подобные работы были  бы немыслимы без глубокого образования и любви к своему делу. Может в этом и состоит удивительная особенность палехского миниатюрного искусства. Сегодня искусствоведы сравнивают его с мировыми шедеврами европейской, китайской и японской миниатюры. Приходится лишний раз восхищаться талантом русского народа, создавшего такую жемчужину как палехская роспись.

-
Дом-музей Н.В.Дыдыкина в Палехе

Богата талантами палехская земля. Здесь находятся мемориальные музеи известных художников, прославивших Палех своим творчеством. Родом из Палеха скульптор и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Васильевич Дыдыкин (1894-1975). Он посвятил себя скульптуре. Он – создатель памятника А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге на Мойке 12, за скульптуру «Пограничник с собакой» он получил серебряную медаль на Парижской выставке 1937 года. После войны он принимал активное участие в восстановлении фонтанов Петродворца. В его работах преобладает скульптурный портрет. Они выполнены не только с известных людей России, но и с палешан. Среди них художники И.И.Голиков, П.Д.Корин. Уютный дом-музей Н.В.Дыдыкина рассказывает о нем, как о человеке труда и искусства. Здесь можно увидеть и первую мастерскую (попросту - сарай), где начинался путь мастера, и цветы, которые он любил и сажал сам. Эту традицию берегут сегодня музейные сотрудники.

-
Портрет Н.В.Дыдыкина,
1972 г.

На одной из тихих улочек Палеха стоит большой старинный дом. Здесь родился и провел свое детство народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик живописи Павел Дмитриевич Корин (1892-1967). Его дед и отец были художниками, и он не мыслил себя в другой области. Большое влияние на молодого художника оказал М.В.Нестеров, который и стал его первым учителем. Тридцать лет они были друзьями. Представления П.Д. Корина о России как о православной стране, где в первую очередь человек должен быть верующим, расходились с суровой действительностью 1920-х годов. Он много ездил по старинным русским городам, изучал архитектуру и живопись. В 1925 году умер патриарх Тихон. П.Д.Корин замышляет полотно «Уходящая Русь», в котором отражен трагизм времени. На картине во взглядах, движениях верующих - готовность умереть, перед ними новое время – время безбожия. К полотну было создано много портретных рисунков, благодаря которым потом П.Д.Корина назовут мастером психологического портрета.

В начале 1930-х годов большую помощь художнику оказал М.Горький. Через него П.Д. Корин получил заказ написать портреты известных людей страны. Самой известной работой мастера является триптих «Александр Невский». Она была создана в годы войны и стала символом стойкости и мужества. Сохранился рассказ о том, как в Великом Новгороде среди солдат было много художников. Они решили повторить работу П.Д.Корина, выполнив ее в реальных размерах. Для этого они собрали холщевые мешки, сшили их и сделали портрет А.Невского. Работа была вывешена в те дни, когда был освобожден от фашистов Великий Новгород. Она производила на уходящих солдат потрясающее впечатление. Казалось, сам новгородский князь Александр Невский провожает воинов на бой с фашистами, смотрит на них сверху, с небес как покровитель и защитник.

-
П.Д.Корин

Еще при жизни Павел Дмитриевич Корин решил создать в своем доме музей и подарить его Палеху. Так художник выразил безграничную любовь к своей малой родине.
Кто бы мог подумать, что с семьей П.Д.Корина, возможно, связана и наша заволжская земля. Бабушка художника по фамилии была Таланова. А у нас в Солдоге и в Кинешме фабриканты Талановы строили Сретенские храмы. Эта загадка осталась пока неразгаданной, но сколько действительно сказочного увидели наши краеведы в этот день! Остается сказать: «Кто не был в Палехе, обязательно съездите, познакомьтесь с родиной прекрасной жар-птицы».

Сила воздействия образа, созданного Кориным, оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. Огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Древний Новгород, была установлена у въезда в город. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так искусство, выражая «дух народный», воевало. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение.

C. Касаткина, директор музея

- - - - - -

Наверх