Выставки, экспозиции
Объявления
Музей открыт для
индивидуальных посещений
по предварительной записи
(тел. 84933360074)
ежедневно с 10-00 до 17-00.
Выходной – понедельник.

Просим посетителей соблюдать
меры по предотвращению
распространения коронавируса
и иметь при себе маски,
перчатки.
Дни для наблюдений
в телескоп ночного неба на
зимние месяцы:
Декабрь: 25,26,27.
Январь:11,12,13,14,19,20,21,22,27,
28,29,30
Февраль:
4,5,6,7,12,13,14,15,20,21,22,28
Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
  по телефону: 8 (49333) 600-74
Присоединяйтесь!

В Контакте

Youtube
Интернет-выставки
-  "НАШ ЗАВОЛЖСК:
      жизнь и история"

      в фотографиях

-  "Родимой стороны
      неброская краса"

      (художник
      А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"

К 30-летию музея

Администрация Заволжского горпоселения
-

-

22.04.2019, 15:30      

К 65-летию Заволжска        

   Город Заволжск и Заволжский район в 1958-1962 годах

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1958 года был создан Заволжской район. В него вошла территория ликвидированного Наволокского района (за исключением Наволокского и Тарасихинского сельсоветов).
  В фондах Заволжского музея хранится справка «Об образовании и первых годах существования Заволжского района Ивановской области». Составитель ее – Николай Иванович Тимаков, второй секретарь районного комитета коммунистической партии. Впоследствии он был председателем Кинешемского, а затем Ивановского районных комитетов народного контроля, далее работал председателем профкома объединения «Промэнергоремонт» в Иванове.

Н.И. Тимаков писал, что в конце ноября 1958 года перебазирование всех районных учреждений из Наволок в Заволжск было проведено в один день. Для этого было использовано более 100 автомашин и две самоходные баржи «Ломоносов» и «Химик», принадлежащие Заволжскому химическому заводу. Уже на следующий день все желающие могли получить все справки и документы в Заволжске.
  Н.И. Тимаков указывал, что райком КПСС и исполком районного Совета народных депутатов разместились в 26-квартирном доме на углу улиц Мира и Фрунзе, это дом - литер Б, где сейчас находится почта.

-
Дом 20 по улице Мира (№ 65 по ул. Фрунзе)

В конце декабря 1958 года состоялась первая районная партийная конференция, которая избрала новый состав райкома КПСС. Первым секретарем был избран Самофалов Федор Поликарпович.  Председателем исполкома районного совета был избран Павленков Анатолий Николаевич. Все избранные занимали эти же должности в Новолокском районе.
  Заместителем председателя райисполкома был избран Казаков А.А. начальником районного отдела милиции был утверждён Кузьмин А.П., прокурором - Пустынников П.С., председателем районного суда – Коновалов, райвоенкомом -  Меньшов А.Р.

В это время в городе и районе были следующие предприятия: химический завод имени М.В. Фрунзе (директор Рейнфарт В.Э.), фибровая фабрика (директор Торопов И.М.), трикотажная фабрика (директор Шумилин И.Г.), заволжский леспромхоз (директор Зудин И.В.), автобаза (директор Никульников), СМУ-3 (начальник Муратов Д.П.), комбинат бытового обслуживания (директор Некрасов), молокозаводы в Заволжске, Есиплеве, Колшеве; есиплевский льнозавод (директор Урцев И.В.), долматовская швейная фабрика, логинцевский гравийный карьер.

Торговля осуществлялась через Райпотребсоюз и отделы рабочего снабжения (ОРСы) предприятий. Райпотребсоюз, возглавляемый председателем Шустером, состоял из Заволжского, Колшевского, Есиплевского, Новлянского, Воздвиженского и Долматовского сельпо. Сельпо – это сельское потребительское общество. В Заволжском районе 6 таких обществ объединили в одну организацию, Райпотребсоюз – это районный союз потребительских обществ, один из видов кооператива.

 ОРСы были организованы при Заволжском химическом заводе (начальник Кондратьев И.Н.), фибровой фабрике (начальник Михайлов П.М.) и Заволжском леспромхозе (начальник Тихомиров). ОРСы осуществляли торгово-бытовое обслуживание рабочих и служащих предприятия в соответствии со спецификой организации их производства. 

В своей справке Н.И. Тимаков писал, что самым узким местом в районе были дороги, которые находились в неудовлетворительном состоянии. Костромской тракт от Заволжска до Колшева был в запущенном, непроездном состоянии. Также невозможно было проехать из Заволжска в Есиплево и Новлянское. В связи с этим постановлением бюро райкома партии и исполкома райсовета был образован штаб по дорожному строительству. Его начальником был утвержден Н.И. Тимаков, заместителем – А.А. Казаков, заведующим дорожным отделом – В.И. Агеев.

Весной 1959 года штаб организовал несколько массовых воскресников по сбору булыжного камня для строительства дороги Заволжск - Колшево. В воскресниках участвовало до 500 человек, которые собирали и поднимали камни из Порозовского и Алекинского оврагов. В 1959 году был восстановлен и стал проезжим участок дороги от города Заволжска до деревни Харчи (Емельяново).

С 1960 года началось более интенсивное строительство дорог в районе. В первую очередь стали строить дорогу Колшево - Заволжск. Для этого штаб организовал открытие двух гравийных карьеров недалеко от деревни Князево и у села Колшево. На этих карьерах работало 10 самосвалов и два экскаватора. В результате за 1961 год гравийная дорога была построена от Колшева до села Дмитриевское.  
  В 1962 году было продолжено строительство дороги от Колшева до Заволжска. Для этого всю дорогу разделили на участки, и за каждый участок отвечало предприятие или колхоз. В 1962 году в основном строительство всех участков было завершено и из Заволжска было налажено  автобусное движение до Колшева.

В городе большое внимание уделялось строительству новых цехов на химзаводе. Были сооружены цеха химреактивов, дифенилпропана, центральная заводская лаборатория, очистные сооружения, котельная, мощностью 105 тонн пара в час и другие объекты.
  Бурными темпами велось жилищное строительство. Его вели предприятия: химзавод, фибровая фабрика, молокозавод. Участвовали в этом райисполком и горсовет. Председателем заволжского исполкома горсовета в это время был Александр Павлович Осипов.
  В это время уделялось большое внимание благоустройству города и строительству культурно-бытовых учреждений. В Заволжске была построена новая школа (современный лицей), районная больница, дом пионеров, детские ясли, сделаны пристройки к ряду школ, огорожен городской парк и в нем разбиты дорожки.

Отсутствие моста через Волгу осложняло работу предприятий Заволжска. В период ледостава и ледохода химический завод и фибровая фабрика испытывали огромные трудности с отправкой готовой продукции и с подвозом сырья. В связи с этим химзавод во главе с директором В.Э. Рейнфартом добился разрешения на строительство железнодорожной ветки Заволжск-Первушино, протяжённостью 73 км. В 1962 году началось строительство этой дороги.

Другой важной проблемой оставался вопрос электрификации города и района. Электроэнергию получали из Кинешмы по кабелям, проложенным по дну Волги. При малейшем повреждении кабеля город и район оставались без электричества. Эту проблему совместно решили химзавод и райком партии и райисполком. Были построены две 70-метровые опоры в районе деревни Логинцево для воздушного перехода линии электропередач через Волгу. А в Заволжске началось строительство электроподстанции мощностью 110 киловольт. С окончанием строительства линии электропередач и подстанции снабжение электроэнергией промышленных предприятий и населения стало постоянным, без перебоев.
  Город и район жили и развивались, решая важные вопросы, связанные с развитием производства и улучшением благосостояния людей. 

Гордеева. И.И.,
научный сотрудник музея

-
Дом пионеров

-
Средняя школа № 1

Наверх